Состояние аффекта и его симптомы: виды, диагностика и лечение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состояние аффекта и его симптомы: виды, диагностика и лечение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни). Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации. Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент.

Что такое аффективное расстройство личности?

Аффективное расстройство личности относится к психическим заболеваниям, объединяющее в себе несколько разновидностей диагнозов с нарушением аффекта. Данное расстройство сопровождается изменением уровня активности в сторону угнетения (депрессии), которое может сопровождаться повышенной тревожностью, либо в сторону эмоционального подъема. В международной классификации болезней (МКБ аффективные расстройства проходят под кодами F30-F39. Главным симптомом аффективного расстройства является эмоциональное нарушение, которое может проявляться как большое депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство и другие психические патологии. У большого депрессивного расстройства имеется несколько подтипов:

  • Атипичная депрессия;
  • Меланхолическая депрессия;
  • Психотическая депрессия;
  • Инволюционная депрессия;
  • Алкогольная депрессия;
  • Сезонное аффективное расстройство.

    Аффективная реакция может быть спровоцирована поступками окружающих, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность. Наличие конфликтной ситуации выступает обязательным, однако не достаточным для возникновения аффективной ситуации. Большое значение имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, а также временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию. У одного человека обстоятельства вызовут нарушение стройной системы поведения, а у другого нет.

    Состояние аффекта и уголовное право

    Особое – уголовно-правовое значение аффекта – связано с уголовной ответственностью за совершение противоправных действий и причинение вреда в состоянии аффекта (тяжелых телесных повреждений).

    Впервые защита подсудимого, совершившего преступление в состоянии аффекта (crimes of passion – преступление страсти) была использована в 1859 году в отношении американского конгрессмена Даниэля Сикла, убившего в порыве ревности любовника своей жены.

    Согласно УК Украины (Кримінального кодексу України), в случае необходимой обороны (ч. 4 ст. 36 УК) и в случаях крайней необходимости (ч.3 ст. 39 УК) лицо не подлежит уголовной ответственности, если вследствие сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством (угрожавшей опасностью), оно не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты (соответствие причиненного вреда этой опасности)».

    Ч. 1 ст. 66 УК «Обстоятельства, смягчающие ответственность» включает в качестве таковых сильное душевное волнение, вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего.

    Ст. 116 «Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» – карается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

    Ст. 123 УК «Умышленное тяжелое телесное повреждение, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» предполагает значительное снижение наказания.

    На сегодняшний день состояние аффекта в УК – Кримінальному кодексі України (ч. 2 ст. 19) – определяется как состояние невменяемости, а лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими вследствие временного расстройства психической деятельности, не подлежит уголовной ответственности.


    Среди причин аффекта можно выделить:

    • Возникновение обстоятельств, угрожающих физическому существованию человека, связанных с его биологическими инстинктами и потребностями.
    • Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение.
    • Поступки окружающих, затрагивающими самооценку человека, травмирующими его личность.

    Аффект возникает в уже сложившейся конкретной ситуации и служит для субъекта своеобразной формой выхода из нее, разрядкой. В аффектогенной ситуации человек обязательно должен действовать и испытывает в этом непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.

    Предрасполагающими к развитию аффективных состояний индивидуально — психологическими особенностями являются:

    • Комплекс врожденных свойств нервной системы (у людей со слабым типом нервной системы, который характеризуется легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью к раздражителям, низкой устойчивостью к сильным раздражителям).
    • Специфическая структура личности, в частности, особенности ее самооценки.
    • Возрастные особенности субъекта.
    • Временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница, периоды менструаций у женщин и т. д.).

    Патологический аффект — лечение в Москве

    Процедуры и операции Средняя цена
    Консультация психиатра Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры от 49 р. 957 адресов
    Патопсихологическое обследование Психиатрия / Диагностика психической сферы 3633 р. 52 адреса
    Консультация судебно-психиатрического эксперта Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры 8232 р. 4 адреса

    Континуум эмоциональных переживаний, выведенный на основе непосредственного клинического наблюдения

    Психоаналитические представления о значении эмоций, после того как вначале им приписывалась главная роль в отреагировании защемленного аффекта, вызванного травмирующими событиями, с течением времени изменились. После того как акцент сместился на влечения, интерес к аффектам значительно уменьшился. В то время аффекты рассматривались как производные или побочные продукты влечений. Большее внимание уделялось тогда тревоге в рамках структурной гипотезы, в соответствии с которой, выступая в качестве сигнала о потенциальной опасности для Эго, тревога является основой для автоматического введения защитных мер. В рамках этой фундаментальной для Эго-психологии гипотезы теоретики обсуждали роль эмоций (Rapaport, 1953; Spitz, 1957). Современная эпоха теории аффектов началась с исследований Томкинса (Tomkins, 1962, 1964). Наряду с многочисленными последующими работами, в которых развиваются идеи Томкинса (Stern, 1985; Emde, 1988a, b), существует также целый ряд всесторонних обзоров и ценных новых формулировок современной концепции (Schore, 1994; Jones, 1995). Мы считаем, что наши собственные идеи находятся в русле этого современного направления исследований, основанных на изучении поведения младенцев, нейрофизиологии и клинических наблюдениях. Однако в данной работе мы решили следовать иным курсом. Мы рассмотрим «наивный» подход, основанный на общем переживании, чтобы выделить особый момент, который является важным в нашем понимании клинического взаимодействия. Мы представим наш тезис, согласно которому дискретные, или категориальные, аффекты, настроения и аффективные состояния оказывают разное воздействие как на пациента, так и на терапевта. Это предположение необходимо для доказательства нашего мнения, что любое клиническое переживание следует рассматривать не только с традиционных интрапсихических и интерсубъективных позиций, но и с точки зрения аффективно-когнитивного состояния.

    Хотя мы признаем, что по своей сложности аффективные переживания варьируют от переживаний, которые являются врожденными и непосредственно возникают в жизни ребенка, до тонких сцеплений чувств с символическими когнитивными представлениями и оценками, мы выбрали для обозначения аффективных переживаний обычные слова, которые в повседневной жизни употребляются взрослыми. То есть мы используем термины, которые использовали бы пациенты для описания своих внутренних переживаний и которые мы бы использовали, чтобы привлечь внимание к их и нашим собственным аффективным переживаниям. Мы выбрали их не для того, чтобы следовать тем или иным имеющимся попыткам провести различие между аффектом, чувством и эмоцией (Basch, 1976), врожденными, вспомогательными и регулирующими аффектами (Tomkins, 1962, 1964), примитивными аффектами и производными эмоциями и чувствами (Kernberg, 1992) или аффектами в схематизированных формах, такими, как сигнальная тревога и бессознательное чувство вины (Freud, 1926), аффективное ядро (Emde, 1983), организмический дистресс (Mahler, 1968) или базальная тревога (Sullivan, 1953).

    Читайте также:  Ставки страховых взносов на травматизм по ОКВЭД на 2023 год

    Мы признаем правомерность линейного эмпирического подхода, лежащего в основе каждой из этих попыток научной классификации. Разрабатываемый нами подход основывается на нашем убеждении в том, что аффективные переживания и их проявления у взрослых людей индивидуальны. Например, то, что у одного человека выглядит как чувство вины, у другого будет больше походить на чувство стыда. Поэтому приводимые нами сочетания и диаграммы в своих специфических особенностях неизбежно являются произвольными. Вполне можно было бы выбрать другие группы и парные сочетания, которые мы представляем в качестве примеров, иллюстрирующих нашу главную цель, — обратить внимание на различия между дискретными аффектами, настроениями и аффективно-когнитивными состояниями.

    Аффективные переживания обычно подразделяются на позитивные и негативные, или гедонические и ангедонические, как это показано ниже.

     ====================================== Симпатия - гнев Удовлетворенность - зависть Гордость - чувство стыда Счастье - грусть Храбрость - страх Нравственность - чувство вины Энергичность - усталость Уверенность в себе - неуверенность Компетентность - неэффективность ====================================== 

    Когда пациент заявляет, что он опечален, то это чувство пациент и аналитик могут объединить в паре со словом «счастливый»; при этом, разумеется, слово «печаль» подразумевает, что пациент чувствует себя несчастным.

    Между основными парами можно провести воображаемую линию, отображающую нейтральный аффект (схема 1). Позитивные аффекты, которые обычно стремятся испытывать люди, расположены над этой воображаемой линией, а те, которые для человека, как правило, являются неприятными, — под ней.

     ============================================================================ Схема 1. -------------------------------------------------------------------------- Симпатия- Доброжелательность Гордость- Смелость Оптимизм- доверие Удовлетворенность уважение к себе надежда -------------------------------------------------------------------------- Гнев-недо- Зависть Чувство сты- Страх Печаль верие Ревность да, унижения, смущения Нравствен- Энергичность- Уверенность в Эффективность- ность активность себе компетентность -------------------------------------------------------------------------- Чувство вины Усталость- Неуверенность Неэффективность- пассивность нерешительность ============================================================================ 

    Другую воображаемую линию можно провести выше и ниже линии, отображающей нейтральный аффект, чтобы указать диапазон, включающий переживания дискретных аффектов и настроения (схема 2). Верхняя и нижняя линии обозначают границы, отделяющие аффекты, которые иногда переживаются как менее интенсивные и менее стойкие и которые чувствительны к изменению ситуации (они расположены вблизи нейтральной линии), а иногда как более интенсивные и более стойкие и которые являются более резистентными к изменению ситуации (они расположены вдали от нейтральной линии). На аффективные переживания или настроения, расположенные далеко от нейтральной линии, нередко оказывают влияние характерологические особенности (например, застенчивость и склонность к переживанию чувства стыда), и их часто рассматривают в аспекте индивидуальности или личности.

     ============================================================ Схема 2. ---------------------------------------------------------- Аффекты или Более интенсивные, более стойкие, более настроения резистентные к изменениям ситуации -------------------------------------------- Позитивные аффекты Нейтральная Менее интенсивные, недолговечные, чувстви- линия тельные к изменениям ситуации -------------------------------------------- Менее интенсивные, недолговечные, чувстви- тельные к изменениям ситуации Негативные аффекты Аффекты или Более интенсивные, более стойкие, более настроения резистентные к изменениям ситуации -------------------------------------------- ============================================================ 

    В процессе клинического взаимодействия чувства, относящиеся к дискретным аффектам или настроениям аналитика и анализанда, в целом доступны осознанию. Если аффект человека не допускается в сознание из-за его аверсивности (например, подавляется или вытесняется гнев из-за чувства стыда), осознание чувства стыда и его значения позволит ему испытывать чувство стыда и гнев на сознательном уровне. Эмоции, которые располагаются на линии между дискретными аффектами и настроениями, в целом доступны для свободных ассоциаций, рефлексивного понимания и достижения инсайтов. Те аффективные переживания, которые расположены за пределами этих линий, то есть представляют собой изменения состояния, создают серьезные сложности для аналитической работы (схема 3).

    Аффективно-когнитивное взаимодействие: аффективные переживания как провоцирующие факторы ролевого поведения

    Помимо того, что дискретные аффекты и настроения позволяют настроиться на пациента, они оказывают на аналитика провоцирующее влияние, заставляя его реагировать непосредственно — например, отвечать раздражением на раздражение, критикой — на зависть или надменность, сочувствием — на печаль и т. д. Возможные реакции одного человека на эмоции другого разнообразны. Когда пациент сознательно и бессознательно реагирует определенным образом, аналитик в силу своих собственных имеющихся в данный момент или характерологических наклонностей может ответить на его эмоции или выбрать одно из множества других возможных направлений. По сравнению с относительной легкостью, с которой аналитики могут оставаться эмпатически настроенными к проявлению у пациентов дискретных аффектов и настроений, интенсивные аффективные состояния требуют от аналитика большей включенности. Нередко эта включенность принимает форму специфических аффективных и ролевых ответов, которые пациент ожидает обнаружить у аналитика. Восторженный пациент не хочет, чтобы аналитик вмешался и помог ему скорректировать его состояние или осознать возникшие у него иллюзии; скорее такой пациент нуждается в том, чтобы аналитик был включен в его переживание либо в роли человека, которого любят — объекта восторженной привязанности, — либо в роли покровителя, вдохновителя, соратника в достижении цели, если любимым человеком является кто-то другой. Пациенту нужно, чтобы аналитик был включен, а не просто слушал и интерпретировал: был рядом, реагировал, сопереживал, соглашался, спорил — словом, тем или иным способом интенсифицировал состояние пациента и присоединялся к нему. Следуя своим представлениям о том, как обрести или сохранить чувство жизненности или связности — каким бы неадаптивным или непостоянным оно ни было, — пациент стремится сделать так, чтобы аналитик отвечал из роли, согласующейся с его аффективным состоянием или его дополняющей. Сталкиваясь с ожиданиями пациента, аналитик должен совершить сложный акт эмоционального балансирования — найти золотую середину между аффективными и когнитивными процессами. Аналитик должен быть достаточно эмоционально задействованным, чтобы воспринимать любые согласующиеся или дополняющие реакции, которые возникают в результате ролевого взаимодействия — раздражение, возмущение, симпатию, ревность, скуку, сексуальное возбуждение, сонливость и т. д. (Racker, 1968).

    Иногда аналитик может реагировать с непосредственностью, которая удивляет как его самого, так и пациента. Один пациент, подвергавшийся в детстве эмоциональной фрустрации со стороны родителей, рассказывал, как хватал своего сына и изо всех сил его тряс всякий раз, когда тот его провоцировал. На протяжении долгого времени аналитик боролся с своей нетерпимостью и фрустрацией, когда из-за сильнейших чувств стыда и вины пациент становился словно глухим, а затем сонливым, в результате чего было невозможно обсудить ни один эпизод. В дальнейшем, после того как было проработано нежелание пациента обсуждать свое агрессивное поведение, он начал постепенно осознавать проблемы и прорабатывать их — то обращаясь к тому, как к нему плохо относились родители, то к своим нынешним вспышкам гнева. То, что он тряс сына, было для него эквивалентом того, как он тряс перекладины своей детской кроватки, отчаянно пытаясь заставить подойти к себе страдавшую депрессией спящую мать. Когда последний сеанс недели приближался к концу, аналитик подумал, что, хотя, как ему казалось, пациент в целом был добрым и благожелательным человеком, иногда ему было трудно испытывать к нему дружелюбные чувства. В состоянии отчаяния, которое редко проявлялось вовне, пациент спросил аналитика, обратившись к нему по имени: «Но что же мне делать?» Аналитик без какой-либо рефлексии ответил смесью раздражения, властности и настойчивости: «Быть его другом». Сеанс закончился тем, что пациент стоял и ошеломленно смотрел на такого же ошеломленного аналитика, а затем сказал: «О, именно это я должен делать. Быть его другом». Эта фраза стала лейтмотивом ассоциаций в течение нескольких месяцев дальнейшей работы.

    В данном случае аналитик был эмоционально включен и в состояние гнева и фрустрации пациента, и в его состояние «эмоционально фрустрированного ребенка». Этим фрустрированным ребенком был как сам пациент, так и его сын. В двух модельных сценах были систематизированы трансферентные и контртрансферентные конфигурации, проявлявшиеся в ходе терапии. Одна из них относилась к переживанию эмоционально фрустрированного ребенка в детской кроватке, отчаянно пытающего привлечь к себе внимание своей матери. Другая сцена отображала то, как органически слабослышащий отец становился глухим, когда его сыну было плохо. Перенос повторял первоначальные взаимодействия матери и отца с сыном; при этом аналитик оказывался в позиции фрустрированного, обескураженного и/или раздраженного человека, когда пациент сначала «становился глухим», а затем сонливым. То есть аналитик ввергался в эмоциональное состояние отчаявшегося ребенка, который не мог привлечь к себе внимание глухого отца и спящей матери. Лечение сдвинулось с мертвой точки, когда после продолжительной аналитической работы пациент стал способным выдерживать колебания между двумя состояниями, вызванными чувствами вины и стыда, то есть между состояниями нетерпимого, фрустрирующего взрослого и беспомощного, оставленного, фрустрированного ребенка. Смещение эмоционального состояния пациента от «глухого» и спящего (как его родители) к фрустрированному и отвергнутому (каким он воспринимал себя в детстве) позволили аналитику наладить контакты с пациентом как фрустрированным ребенком. Этот переход произошел в результате того, что пациент мог теперь выносить воспоминания о том, как он был фрустрирован, раздражен и подавлен и в роли жертвы, и в роли мучителя. Прежде в тех случаях, когда пациент «сбегал» в глухоту и сонливость, аналитику приходилось оставлять попытки помочь пациенту справляться с болезненными переживаниями фрустрации и разочарования, чтобы содействовать продвижению анализа посредством исследования или же рефлексивного понимания происходившего. Единственная цель, возможная для них обоих, была обусловлена мотивацией пациента, сводившейся к его желанию ощущать спокойствие, вернувшись в активное состояние контакта.

    Читайте также:  Как оспорить дарение недвижимости

    Задав вопрос «Что же мне делать?», пациент указал не только на восстановление контакта, но и на переход от состояния беспомощного отчаяния к вере в то, что что-то можно сделать. Ответ аналитика «Быть его другом» отразил основанное на его собственном опыте позитивных контактов с пациентом понимание аналитиком того, что тот являлся человеком, способным к установлению отношений дружеской привязанности, а не ограничиваться взаимодействиями по типу жертва-мучитель.

    Задавая вопрос, пациент отказался от своего пессимистического убеждения в том, что он был обречен переживать ту или другую сторону аверсивных отношений со своими недоступными, нерефлексивными родителями, а также сумел осознать и выдержать свое чувство стыда, унижение и фрустрацию. Спонтанный ответ аналитика отразил то, что было нужно фрустрированному ребенку-пациенту от своих родителей и что было нужно сыну пациента от своего отца. Но еще важнее то, что, достигнув успеха после многочисленных обескураживающих нарушений клинического взаимодействия, пациент мог теперь испытывать дружеские чувства к стремящемуся ему помочь аналитику и уважение к самому себе (а также к своему сыну).

    Состояние аффекта в уголовном праве

    Данное состояние нередко является мотивом совершения преступлений. Люди, не отдающие отчёт в своих действиях, могут убить другого человека или нанести ему тяжёлые увечья. Болезненное состояние учитывается уголовным кодексом и является смягчающим вину обстоятельством в том случае, если потерпевший сам явился виновником болезненного состояния жертвы.

    При этом факт насилия, оскорбления или другого травмирующего действия со стороны потерпевшего должен быть реальным, а не существовать только в воображении преступника. Однако не следует забывать про кумулятивный характер аффективного состояния; кажущееся несоответствие жестокого преступления и относительно слабого травмирующего действия может объясняться тем, что перед этим преступник также долгое время подвергался определённым психотравмирующим воздействиям. В таком случае аффективное действие тоже является оправданным и смягчающим вину.

    Достаточно часто преступления, особенно на бытовой почве, совершаются в аффективном состоянии. Один из классических примеров – муж, заставший жену в постели с любовником, убивает обоих, а через несколько минут сам вызывает полицию. При этом он очень смутно помнит, что происходило в этот момент, и лишь предполагает, что преступление мог совершить он. Событию зачастую предшествует длительное воздействие психотравмирующей ситуации: мужу соседи постоянно могут указывать или намекать на то, что жена ему изменяет, и у него у самого могли быть такие подозрения. Налицо «накопительный эффект», который в конечном итоге и стал одной из причин совершения злодеяния.

    Преступления, совершённые в состоянии «сильного душевного волнения», могут рассматриваться с привлечением экспертов-психологов или без них; в последнем случае смягчающий фактор определяется следствием самостоятельно, на основании здравого смысла. Конечно, в этом случае возможность ошибочного приговора повышается, если следователь не является специалистом в данной области. Однако сам факт наличия «сильного душевного волнения» даже специалист не выявит на все сто процентов, поскольку это кратковременное состояние, не оставляющее после себя явных следов, так что следователям приходится верить преступнику на слово.

    Тем не менее существование данного смягчающего обстоятельства в криминалистике отмечается уже давно. В российском дореволюционном Уголовном уложении понятие «сильное душевное волнение» существует уже с 1903 года (термина «аффект» тогда ещё не было), а до этого аналогичные функции выполняла формулировка «запальчивость и раздражение». Рассмотрение таких обстоятельств совершения преступлений стало возможным на основании достижений психологии, которая в те годы бурно развивалась. В дальнейшем изучение этого фактора продолжалось. Первое время «сильное душевное волнение» являлось смягчающим обстоятельством только тогда, когда время между приступом и преступлением было незначительным; в дальнейшем, когда была установлена кумулятивная разновидность припадка, формулировка «индульгенции» для преступника была скорректирована.

    Выясним, на какие виды подразделяется аффект. Дело в том, что последствия состояния далеко не всегда носят противоправный характер, а являются защитной реакцией организма на стресс. Выделяют физиологический аффект и патологический аффект.

    В первом случае, состояние человека, не приносит катастрофического вреда психике личности и окружающим. Это естественная реакция организма. Психические процессы изменяются, но не критично.

    Физиологический аффект также провоцируется внешними раздражителями, опасными ситуациями. В такой момент могут быть активизированы внутренние силы организма, проявиться скрытые способности.

    Главная отличительная черта патологического аффекта – проявление агрессии. Она ответ организма на ситуацию, которая спровоцировала негативные эмоции.

    В переводе с латинского языка слово «аффект» означает душевное волнение или страсть, возникающие, как реакция на травмирующее, угрожающее событие, где личность не видит нужный вариант решения.

    Если говорить просто, то аффект – это кратковременное помутнение сознания, сопровождаемое сильными эмоциональными переживаниями, органическими изменениями и хаотичной двигательной активностью.

    Находящегося в этом состоянии, можно сравнить со зверем, метающимся в клетке. Человек теряет контроль над собой – волевую и мыслительную функции, поэтому впоследствии не помнит того, что с ним происходило.

    «Противоправные действия были совершены в состоянии аффекта, поэтому суд оправдал обвиняемого» – эту фразу часто говорят в кино.

    В уголовном праве многих стран состояние аффекта является «уважительной причиной» для того, чтобы снять обвинения даже в убийстве, так как человек на момент преступления будто не принадлежит сам себе.

    Неосознанные действия под влиянием сильных эмоций (как правило, негативных) не могут расцениваться, как умышленные, поэтому и спроса с индивида практически нет.

    Лечение аффекта у людей, страдающих психическими расстройствами

    Если в состоянии аффекта человек совершил незаконные действия или причинил кому-то вред, ему дают направление к психиатру. Дальнейшие действия зависят от поставленного диагноза:

    1. При депрессии и склонности к суициду за больным устанавливается усиленное наблюдение. Желательно, чтобы он находился в стационаре.
    2. Если диагностирован психоз, назначаются антидепрессанты и нейролептики. Если больной по каким-либо причинам не может принимать лекарства, их заменяют электросудорожной терапией.
    3. При мании и эйфории так же показан прием нейролептиков. Лечение должно проводиться в больнице под присмотром врачей.
    4. Неглубокую психогенную депрессию можно вылечить дома, принимая седативные препараты и антидепрессанты.

    Не стоит заниматься самолечением аффекта. Назначать медикаменты и составлять схему их применения может только врач. В противном случае состояние больного только ухудшится.

    Читайте также:  Какие документы работодатель должен выдавать уволенному работнику в 2023 году

    Аффекты в психологии делятся на несколько разновидностей. Так, физиологический аффект наблюдается при единичном травмирующем воздействии на больного. Кумулятивный возникает в том случае, если психотравмирующее воздействие происходило в течение длительного времени. Патологический аффект происходит вследствие болезни. Бывает ещё и прерванный аффект, когда соответствующее эмоциональное состояние прекращается из-за некоего внешнего воздействия.

    Существует и особый «аффект неадекватности», возникающий у людей, которые изначально являются психически не совсем нормальными. Так, некоторые люди страдают завышенной самооценкой и из-за этого очень чувствительны к отношению к себе со стороны окружающих; они очень болезненно реагируют на критику, игнорирование их статуса и мнения, также они стремятся к власти и манипулированию людьми. Если же их ожидания не соответствуют реальной ситуации, они испытывают выраженные негативные эмоции, которые часто не в состоянии контролировать: злятся и срываются на окружающих, устраивают истерики, даже пытаются покончить с собой. Такие люди нуждаются в помощи психотерапевта; если же их состояние достигает запущенной степени, то здесь уже требуется лечение у психиатра.

    Аффекты в психологии и фазы их протекания

    В психологии аффект – это интенсивные переживания, приводящие психику в сильнейшее возбуждение, возникающее в момент, когда личность не может удовлетворить особо важную потребность. Такая нужда может носить как биологический, так и социальный характер.

    Например, инстинкт самосохранения – это природный механизм (биологический). Он «работает» одинаково у всех людей: если вам будет угрожать смертельная опасность (человек движется на вас с ножом), то ради своего выживания ваш организм – тело и психика – задействует всевозможные ресурсы.

    В такой ситуации у человека открываются несвойственные ему «доселе» способности – он бежит быстрее самого крутого спринтера или дерется с обидчиком, как лучший в мире мастер по боевым искусствам. После спада аффекта эти способности исчезают, как будто их никогда и не было.

    Течение аффекта делится на 3 стадии:

    1. Доаффективная – сознание еще сохранно, но наблюдаются нарушения в восприятии своих переживаний и происходящего. Постепенно эмоции выходят на передний план, логика теряется.
    2. Аффективный взрыв – сопровождается всеми явлениями, описанными в главе «Признаки». Обычно пик переживания сопровождается одной из двух бессознательных реакций: бей или беги.
    3. Постаффектная – человек чувствует себя «выжатым, как лимон», хочет спать. Отсутствуют любые эмоции и физические силы.

    В состоянии аффекта личность теряет контроль, а это значит, что все его «надо», «должен», «обязан» растворяются, обнажая природную сущность.

    Социальные нормы и правила уходят на задний план, и индивид делает то, что никогда бы не позволили себе в обычном умонастроении: может ударить, оскорбить и даже убить, если того будут требовать обстоятельства.

    В состоянии аффект человек выглядит как психически больной, асоциальный тип. Его мимика, речь, поведение отличаются резкостью, высокой активностью. Сами люди, которые оказались в таком состоянии, описывают это как вспышку, сорванный переключатель, сон, пелену на глазах. Они или совсем не помнят, что произошло или видят все произошедшее как в тумане.

    Проявления аффекта заметны на двух уровнях:

    • внешний (активная мимика и речь, изменения в голосе, несвойственные позы, активные жесты);
    • внутренний (страх, тревога, ощущение оторванности от реальности и нахождения вне времени).

    Со стороны это выглядит следующим образом:

    • человек совершает суетливые, хаотичные движения;
    • он перестает понимать речь других людей, не реагирует на обращения, выглядит отстраненным;
    • индивид взрывается и совершает неконтролируемые аффективные действия.

    Сколько длится состояние аффекта: от нескольких секунд до пары минут.

    Признаки аффекта в психологии делятся на две категории: обязательные и необязательные. Кроме этого психологи отдельно выделяют признаки патологического аффекта и признаки аффекта в уголовном праве. Рассмотрим в виде таблицы «Состояние аффекта, признаки»:

    Обязательные признаки
    • субъективно значимое травмирующее воздействие;
    • внезапность реакции;
    • взрыв эмоций;
    • изменение сознания (частичное запоминание и восприятие событий);
    • потеря самоконтроля;
    • психофизическое истощение.
    Дополнительные
    • субъективное ощущение безысходности, безвыходности;
    • усталость и проблемы со сном, другие деструктивные психофизические состояния;
    • деперсонализация, дереализация, иллюзии, искажение восприятия;
    • непроизвольность реакций;
    • дезорганизация, невозможность увидеть целостную картину настоящего.
    Признаки патологического типа
    • дезорганизация;
    • мимические изменения;
    • стихийные действия;
    • сбои в системе психических процессов;
    • соматические сбои во всех системах (тошнота, головная боль, дрожь, гипертония, тахикардия, потливость, напряжение мышц, звон в ушах, расстройство ЖКТ и прочее);
    • психофизическое истощение;
    • амнезия.
    Признаки состояния в уголовном праве
    • ригидность мышления;
    • потеря способности адекватно воспринимать и мыслить;
    • неспособность осознавать цели действий;
    • концентрация внимания на раздражителе;
    • неспособность контролировать свои действия.

    Можно ли заметить, как предотвратить

    Аффект развивается в три этапа, но они сменяются очень быстро. На начальной стадии аффекта человек может контролировать свое волнение, на второй нет. Если вы заметили, что впадаете в состояние аффекта, сделайте следующее:

    1. Всеми силами переключите внимание на что-то другое, не концентрируйтесь на раздражающем факторе.
    2. Смените деятельность или обстановку. Например, если чувствуете, что ссора с мужем вот-вот закончится вашим взрывом, выйдите за дверь или на улицу, пробегитесь около дома.
    3. Постарайтесь замедлить реакции и снизить возбуждение. Используйте дыхательную гимнастику. Делайте глубокие продолжительные вдохи и такие же выдохи на несколько секунд, концентрируйтесь на счете.

    Если эти меры не помогают, значит, вы нуждаетесь в помощи психолога. Ваше состояние нельзя назвать легкой стадией, поэтому показана психотерапия. В некоторых случаях психически здоровым людям, склонным к аффективным вспышкам, назначают лекарства.

    Если вы чувствуете свою уязвимость, боитесь, что неожиданно сорветесь, то займитесь профилактикой, следите за общим состоянием нервной системы, укрепляйте ее. В этом помогут следующие практики:

    • терапия травами и ароматерапия;
    • регулярные занятия спортом;
    • йога, медитация и растяжка;
    • массаж и теплые ванны;
    • рефлексотерапия;
    • аутотренинг;
    • цветотерапия;
    • полноценный отдых.

    Эти методы не только укрепляют нервную систему, но и помогают в развитии самоконтроля, саморегуляции. Они учат понимать тело, его связь с психикой, ощущать проявления эмоций, их динамику.

    Если человек научится распознавать приближение аффекта, он сможет оказывать себе помощь самостоятельно. Для этого нужно:

    1. Развивать эмоциональный интеллект, учиться дифференцировать собственные эмоции. Умение понимать и классифицировать собственные эмоции позволит человеку выявлять причины их появления и своевременно минимизировать действие негативных факторов.
    2. Научиться говорить о чувствах. Если сообщать коллегам и друзьям о том, какие эмоции вызывают их действия, решать проблемные ситуации станет легче.
    3. Научиться выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами. Так, например, психологи советуют рвать бумагу во время приступа ярости, пойти на пробежку, если не удается найти компромиссное решение.
    4. Прислушиваться к собственным потребностям и желаниям. Если человек хочет быть счастливым, он должен удовлетворять свои потребности.
    5. Вести дневник эмоций. Диалог с самим собой в письменной форме поможет человеку глубже понять свои чувства, наметить план саморазвития.

    Аффект – это психическое состояние человека. По силе и продолжительности это больше, чем эмоция, но меньше, чем настроение. В состоянии аффекта человек не отдает отчет своим действиям, словам, поступкам. Аффективное состояние – реакция на отчаяние, неспособность личности найти выход из сложившейся ситуации.

    Каково значение слова аффект? Название образовано от греческого affectus, что означает «страсть, душевное волнение». В психологию термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг, потом его активно изучал Фрейд. Из отечественных психологов одним из первых ученых, исследующих этот феномен, стал А.Н. Леонтьев. Но впервые упоминание понятия аффекта встречается еще задолго до этого, в трудах Аристотеля, Декарта, Спинозы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *